
рассылка



Суда на воздушной подушке
Судно на воздушной подушке имеет динамический принцип поддержания и может перемещаться с высокой скоростью над водой или над твердой поверхностью на небольшой высоте, за счет того, что под днище нагнетается воздух и образуется воздушная подушка. Этот сжатый воздух приподнимает судно над водой или землей. За счет того, что трение отсутствует, сопротивление во время движения снижается. От того, какой высоты создается воздушная подушка, зависит, как судно может двигаться над волнами или какими-либо препятствиями на поверхности земли.
По способу образования воздушная подушка может быть статическая, которая создается вентилятором, и динамическая, которая образуется за счет повышенного давления, возникающего при движении судна около опорной поверхности.
Наиболее распространенный способ создания воздушной подушки – камерный. При этом под куполообразное днище вентилятором нагнетается воздух, а по периметру свободно вытекает. Чем больше подается воздуха, тем выше может подняться судно. Но для достижения большой высоты этот способ не экономичен, потому что требуются значительные затраты энергии. Для того, чтобы уменьшить расход воздуха для судов, которые движутся только над водой, подушку огораживают специальными стенками или скегами (узкими корпусами). Такие судна называются скеговыми.
Для того чтобы поднять судно на большую высоту, используют сопловой способ. Он является в этом случае более экономичным. По краям днища располагают сопла, наклоненные внутрь, и воздух, который нагнетается вентилятором, подается под днище через них. Для того, чтобы уменьшить затраты мощности на образование подушки, дополнительно устанавливают гибкие ограждения по ее периметру.
На воздушной подушке создаются как легкие экспериментальные суда, так и более тяжелые и крупные. Увеличение размеров судна даже является выгодным, потому что при увеличении площади подушки происходит уменьшение затрат мощности на ее получение, становятся лучше мореходные качества судов.
Главное преимущество таких судов – скорость. Кроме того, они могут одинаково функционировать в любое время года, то есть навигационный период у них не ограничен. К недостаткам можно отнести малую вместимость пассажиров, а также большой расход горючего, так как нужно обеспечивать работу мощных двигателей для нагнетания воздуха под днище судна. У судов на воздушной подушке угол выхода на берег ограничен.




